Согласие-М_РП НОО_РПС_1-3 класс

Частное общеобразовательное учреждение «Согласие-М»

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол от «25» августа 2023 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора ЧОУ «Согласие-М»
от «25» августа 2023 г. № 9-о/д

Приложение
к основной образовательной программе НОО

Рабочая программа
учебного предмета
«Развитие познавательных способностей»
для обучающихся 1 - 3 классов

Составители: учителя начального общего
образования

г. Екатеринбург, 2023

Рабочая программа учебного предмета «Развитие познавательных способностей» для
обучающихся 1 − 3 классов ЧОУ «Согласие-М» (далее – Программа) составлена на основе
требований к результатам освоения программы начального общего образования
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
(далее – ФГОС НОО). При составлении Программы учтены основные идеи и положения
Программы формирования универсальных учебных действий и целевые приоритеты,
заложенные в рабочей программе воспитания ЧОУ «Согласие-М».
Программа включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые
результаты освоения Программы, тематическое планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Развитие познавательных способностей» создает условия для
развития у младших школьников познавательных интересов, формирует стремление
обучающегося к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих
силах, в возможностях своего интеллекта. Во время учебных занятий происходит
становление у обучающихся развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает
боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Включение в занятия заданий, трудность которых определяется новизной и необычностью
ситуации, способствует появлению у обучающихся желания отказаться от образца, проявить
самостоятельность, формирует умение работать в условиях поиска, развивает
сообразительность, любознательность. На каждом учебном занятии проводится
коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у
обучающихся формируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание
собственных действий, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.
Целью реализации Программы является достижение планируемого результата
освоения ООП НОО ЧОУ «Согласие-М» через развитие познавательных способностей
обучающихся на основе системы развивающих занятий.
Задачами изучения учебного предмета «Развитие познавательных способностей»
являются:
1)
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной
деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять
главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2)
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти,
внимания, зрительного восприятия, воображения;
3)
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать
свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано
доказывать свою точку зрения;
4)
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать
нестандартные задачи;
5)
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности
обучающихся;
6)
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других,
объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7)
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе
изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Реализация поставленных задач и достижение планируемых результатов освоения
учебного предмета осуществляется через:
2

−
использование
учебно-практических
и
учебно-познавательных
задач,
предполагающих иной, отличный от привычного, способ решения;
−
применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся, интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
−
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
−
организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над
одноклассниками, испытывающими трудности при выполнении заданий, дающего
школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
Учебный предмет «Развитие познавательных способностей» в 1-3 классах реализуется
за счет часов учебного плана, отведенных на часть, формируемую участниками
образовательных отношений. Общее число часов, отведённых на изучение данного учебного
предмета в 1-3 классах, составляет 101 час (1 час в неделю в каждом классе): в 1 классе – 33
ч., во 2–3 классах – по 34 ч.

3

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ»
1 КЛАСС
Развитие концентрации внимания и его тренировка.
Тренировка слуховой и зрительной памяти.
Развитие логического мышления.
Совершенствование воображения.
Развитие аналитических способностей.
Урок-интеллектуальная игра.
2 КЛАСС
Развитие концентрации внимания и его тренировка.
Тренировка слуховой и зрительной памяти.
Развитие наглядно-образного мышления.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей.
Решение задач по изученным темам.
Урок-интеллектуальная игра.
3 КЛАСС
Развитие концентрации внимания и его тренировка.
Тренировка слуховой и зрительной памяти.
Развитие наглядно-образного мышления.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей.
Решение задач по изученным темам.
Урок-интеллектуальная игра.

4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ
ПРЕДМЕТУ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
Изучение учебного предмета «Развитие познавательных способностей» направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Развитие познавательных способностей»
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
−
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений (через выполнение совместных заданий,
реализацию групповой формы работы);
−
способность определять и высказывать под руководством педагога самые простые
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
духовно-нравственного воспитания:
−
признание индивидуальности каждого человека;
−
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
−
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых
средств языка);
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
−
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета
и правил общения;
ценности научного познания
−
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
Личностные результаты в части эстетического, трудового и экологического
воспитания достигаются через работу с текстами заданий, содержащих понятия и/или
описание ситуаций в соответствии с данными направлениями воспитания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Развитие познавательных способностей»
обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия
1)
Базовые логические действия:
−
сравнивать объекты (числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские
геометрические фигуры), устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
−
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
−
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
−
выявлять недостаток информации для решения задачи на основе предложенного
алгоритма;
5

−
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за объектами,
делать выводы;
2)
Базовые исследовательские действия:
−
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя;
−
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации,
проговаривать последовательность действий;
−
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
целесообразный (на основе предложенных критериев);
−
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
3)
Работа с информацией:
−
выбирать источник получения информации: учебное пособие, справочник, словарь и
т.д.;
−
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном учителем источнике;
−
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки;
−
анализировать и представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу,
текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной
задачи;
Коммуникативные универсальные учебные действия
1)
Общение:
−
строить речевое высказывание в устной и письменной форме (на уровне одного
предложения или небольшого текста) в соответствии с поставленной задачей;
−
слушать и понимать речь других, проявлять уважительное отношение к собеседнику,
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
−
признавать возможность существования разных точек зрения;
−
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
2)
Совместная деятельность:
−
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
−
ответственно выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика и
т.д.);
−
выполнять совместные задания с опорой на предложенные образцы;
Регулятивные универсальные учебные действия:
1)
Самоорганизация:
−
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
−
выстраивать последовательность выбранных действий;
2)
Самоконтроль:
−
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
−
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

6

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
−
выделять группы предметов или фигур, обладающих общим свойством, составлять
группы предметов по заданному свойству (признаку), выделять части группы;
−
соединять группы предметов в одно целое, удалять части группы предметов;
−
применять переместительное свойство сложения групп предметов;
−
изображать сложение и вычитание с помощью групп предметов и на числовом
отрезке;
−
распознавать алфавитную нумерацию, «волшебные» цифры;
−
решать задачи изученных типов с некорректными формулировками (лишними и
неполными данными, нереальными условиями);
−
составлять задачи по картинкам, схемам и схематическим рисункам;
−
соотносить полученный результат с условием задачи, оценивать его правдоподобие;
−
наблюдать зависимость результата измерения величин (длина, масса, объем) от
выбора мерки;
−
находить способы решения простейших уравнений;
−
решать задачи логического характера;
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
−
использовать числовой луч в качестве инструмента при решении арифметических
задач повышенной сложности;
−
решать простейшие текстовые задачи с буквенными данными;
−
составлять буквенные выражения по тексту задач и графическим моделям, и
наоборот, составлять текстовые задачи к заданным буквенным выражениям;
−
решать задачи изученных типов с некорректными формулировками (лишними и
неполными данными, нереальными условиями);
−
находить и обосновывать различные способы решения задачи;
−
соотносить полученный результат с условием задачи, оценивать его правдоподобие;
−
решать задачи на нахождение «задуманного числа», содержащие 3–4 шага;
−
составлять фигуры из частей и разбивать фигуры на части, находить пересечение
геометрических фигур;
−
вычислять площади фигур, составленных из прямоугольников и квадратов;
−
наблюдать в простейших случаях зависимости между переменными величинами с
помощью таблиц;
−
составлять алгоритмы и записывать их в виде блок-схем и планов действий;
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
−
строить и использовать алгоритмы изучаемых случаев решения текстовых задач;
−
решать нестандартные задачи по изучаемым темам;
−
использовать измерения для самостоятельного открытия свойств геометрических
фигур;
−
наблюдать зависимости между переменными величинами с помощью таблиц,
числового луча, выражать их в несложных случаях с помощью формул;
−
самостоятельно выявлять и записывать в буквенном виде формулу деления с остатком
a = b · c + r, r < b; - на основе общих свойств арифметических действий в несложных случаях;
−
обосновывать свои суждения, используя изученные в 3 классе правила и свойства,
делать логические выводы;
−
обосновывать в несложных случаях высказывания общего вида и высказывания о
существовании, основываясь на здравом смысле;
7

−
строить (под руководством учителя и самостоятельно) и осваивать приемы решения
задач логического характера.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем учебного
предмета

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1.

Развитие концентрации внимания и
его тренировка

6

Начинайзер*

2.

Тренировка слуховой и зрительной
памяти

4

Начинайзер*

3.

Развитие логического мышления

6

Начинайзер*

4.

Совершенствование воображения

6

Начинайзер*

5.

Развитие аналитических способностей

10

Начинайзер*

6.

Урок-интеллектуальная игра

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

33

0

0

2 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем учебного
предмета

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

1.

Развитие концентрации внимания и
его тренировка

3

Начинайзер*

2.

Тренировка слуховой и зрительной
памяти

3

Начинайзер*

3.

Развитие наглядно-образного
мышления

7

Начинайзер*

4.

Совершенствование мыслительных
операций

5

Начинайзер*

5.

Развитие аналитических способностей

10

Начинайзер*

6.

Решение задач по изученным темам

5

Начинайзер*

7.

Урок-интеллектуальная игра

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

0

3 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

1.

Наименование разделов и тем учебного
предмета

Развитие концентрации внимания и
его тренировка

Всего

3

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Начинайзер*
8

2.

Тренировка слуховой и зрительной
памяти

3

Начинайзер*

3.

Развитие наглядно-образного
мышления

8

Начинайзер*

4.

Совершенствование мыслительных
операций

5

Начинайзер*

5.

Развитие аналитических способностей

10

Начинайзер*

6.

Решение задач по изученным темам

4

Начинайзер*

7.

Урок-интеллектуальная игра

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

0

* Электронный образовательный ресурс "Начинайзер. Начальное общее образование", 1-4 класс, АО
Издательство "Просвещение" (включен в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом
Минпросвещения России от 02.08.2022 № 653)

9

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».