Частное общеобразовательное учреждение «Согласие-М»
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол от «25» августа 2023 г. № 1
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора ЧОУ «Согласие-М»
от «25» августа 2023 г. № 9-о/д
Приложение
к основной образовательной программе НОО
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Учусь создавать проект»
для обучающихся 1 - 4 классов
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Составители: учителя начального общего
образования
г. Екатеринбург, 2023
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» для обучающихся 1 – 4 классов ЧОУ «Согласие-М» (далее – Программа) разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП НОО) и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения ООП НОО в ЧОУ «Согласие-М». Программа составлена с учетом целевых ориентиров результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, сформулированных в рабочей программе воспитания.
Программа является приложением к ООП НОО ЧОУ «Согласие-М». Программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса внеурочной деятельности с указанием
формы проведения занятий, планируемые результаты освоения Программы, тематическое
планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности по направлению
«Проектно-исследовательская деятельность». Цель Программы – создать условия, обеспечивающие возможность для интеллектуального развития обучающихся через вовлечение в самостоятельную исследовательскую практику, подготовку проектных работ (индивидуальных
и групповых), участие в интеллектуальных соревнованиях.
Задачи курса:
1)
формирование позитивной самооценки, самоуважения;
2)
формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
−
умение вести диалог, согласовывать свои действия с действиями одноклассников;
−
способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
3)
формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
−
воспитание целеустремленности и настойчивости;
−
формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
−
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
−
формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения;
4)
формирование умения решать творческие задачи;
5)
формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Особенностью Программы является реализация педагогической идеи формирования у
младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности
образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения
в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
На изучение курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» отводится 135
часов (по 1 часу в неделю): 33 часа в 1-м классе, по 34 часа во 2 - 4-х классах.
2
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УЧУСЬ СОЗДАВАТЬ
ПРОЕКТ»
Содержание курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» представлено
следующими модулями:
Название модуля
«Узнаём»
«Исследуем»
«Творим»
«Представляем»
Задачи модуля
Совершенствование процессов мышления: памяти, внимания, анализа,
синтеза, творческого воображения, восприятия, ориентации в пространстве и т.д.
Формирование знаний, умений, навыков, необходимых для организации
работы по исследовательскому поиску; дети знакомятся с понятием «исследование», «методы исследования» и т.п.
Формирование у обучающихся представления об исследовательской
работе, как об одном из ведущих способов получения новых знаний,
развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты, создавать проекты
Формирование умения обобщать опыт научного исследования, развитие
личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению
Формы проведения занятий: аудиторные занятия, направленные на формирование
умений и навыков исследовательского поиска, творческая игра, познавательные беседы, познавательные опыты, наблюдения, эксперименты, интеллектуальный конкурс, тренинг, интервью, продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета и другие.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие
рубрики:
1.
Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2.
Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с
первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3.
Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4.
Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии,
которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5.
Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и
любознательность, память и способность к восприятию.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УЧУСЬ СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение Программы позволит сформировать у обучающегося следующие личностные
результаты (в части ценности научного познания):
−
приобретение первоначальных представлений о научной картине мира;
3
−
понимание значимости проектно-исследовательской деятельности;
−
развитие познавательных интересов, активности, инициативности, любознательности и
самостоятельности в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
−
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и
представления их результатов;
−
ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
−
применять правила выбора темы и объекта исследования;
−
определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
−
различать понятия: мини – проект, творческий проект, информационный проект, практикоориентированный проект, социальный проект.
−
владеть основами смыслового чтения текста;
−
анализировать объекты, выделять главное;
−
осуществлять синтез (целое из частей);
−
подводить под понятие, устанавливать аналогии;
−
проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинноследственные связи;
−
применять методы исследования: наблюдение, опыт, эксперимент, интервьюирование, анкетирование, моделирование;
−
строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо
признаку);
−
владеть понятиями актуальность, объект, предмет исследования, проблема, гипотеза,
наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
−
видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить
наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
−
пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой.
Работа с информацией:
−
определять способы поиска необходимой для исследования информации;
−
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы;
−
использовать программные средства для подготовки презентации проекта;
−
выбирать вид оформления проектов;
−
представлять информацию в заданной форме.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
−
допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, договариваться, приходить к общему решению;
−
участвовать в обсуждении проектов одноклассников;
−
формулировать собственное мнение и позицию;
−
соблюдать корректность в высказываниях;
−
задавать вопросы по существу;
4
−
владеть монологической и диалогической формами речи;
−
применять правила успешной презентации работы;
−
представлять результаты проектной деятельности через презентации проекта, участие в
конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
Регулятивные универсальные учебные действия:
−
принимать и сохранять учебную задачу;
−
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
−
планировать свои действия;
−
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
−
различать способ и результат действия;
−
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
−
проводить самооценку на основе критериев оценивания проектно-исследовательской деятельности.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УЧУСЬ СОЗДАВТЬ ПРОЕКТ»
Методические материалы для учителя:
1)
Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём. Учусь
создавать проект: методические пособия для 1 - 4 классов / Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова, Издательство РОСТ, 2021 г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УЧУСЬ СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТ»
1 КЛАСС
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Наименование разделов и тем курса внеурочной деятельности
Кто я? Моя семья
Чем я люблю заниматься. Хобби
О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы
проекта
Как собирать материал? Твои помощники. Этап
Повторение. Давай вспомним
Проблема
Проблема. Решение проблемы
Гипотеза. Предположение
Гипотеза. Играем в предположения
Цель проекта
Задача проекта
Выбор нужной информации
Интересные люди - твои помощники
Продукт проекта
Виды продукта. Макет
Повторение пройденных проектных понятий
Количество
часов
Электронные
(цифровые) образовательные
ресурсы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту
Мини-сообщение. Семиминутное выступление
Выступление перед знакомой аудиторией
Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из
зала» по теме проекта
25-26 Пробные выступления перед незнакомой аудиторией
27
Повторение. Давай вспомним
28
Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно
29
Играем в ученых. Поилка для цветов
30
Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно
31
Тест «Чему я научился?»
32
Памятка для учащегося-проектанта
33
Советы на лето от Мудрого Дельфина
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
17-18
19-20
21
22-23
24
2
2
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
33
2 КЛАСС
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Наименование разделов и тем курса внеурочной деятельности
Количество
часов
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения
Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант
Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со
словарями
Выбор помощников в работе над текстом
Этапы работы над проектом
Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность»
Проблема. Решение проблемы
Выработка гипотезы-предположения
Цель проекта. Задачи проекта
Сбор информации для проекта
Знакомство с интересными людьми. Интервью
Обработка информации. Отбор значимой информации
Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «Макет», «поделка»
Играем в ученых. Это интересно
Тест «Чему ты научился?»
Отбор информации для семиминутного выступления.
(Мини-сообщение)
Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с
понятием «презентация»
Значимость компьютера в создании проектов. Презентация
1
1
1
Электронные
(цифровые) образовательные
ресурсы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
Знаком ли ты с компьютером? Программа MPPMicrosoft Power Point
20
Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР
21
Совмещение текста выступления с показом презентации
22
Тест. «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина»
23-24 Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки
25
Самоанализ. Работа над понятием «Самоанализ»
26
Играем в ученых. Это интересно
27
Различные конкурсы проектно-исследовательской
деятельности
28
Памятка жюри конкурсов
29
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией
30
Самоанализ – рефлексия после твоего выступления
перед незнакомой аудиторией
31
Играем в ученых. Это интересно
32-33 Благодарственные рисунки-отклики помощникам
твоим проектам. Пожелание будущим проектантам
34
Советы на лето от Мудрого Дельфина
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
19
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
34
3 КЛАСС
№ п/п
1
2
3
4
5-6
7-8
9
10
11-12
13-15
16-17
18-19
Наименование разделов и тем курса внеурочной деятельности
Количество
часов
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом
Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для
проекта. Проблема. Решение проблемы
Выбор темы твоего исследования. Предположение.
Гипотеза. Решение задачи
Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы
над проектом. Сбор информации
Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта
Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование
Памятки. Составление памяток по теме проекта
Постер. Требования к созданию постера. Условия
размещения материала на постере
Практическая работа. Создание мини-постера
Изучение и освоение возможностей программы МРР.
Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм
Программа МРР. Анимации. Настройка анимации
Программа МРР. Дизайн
1
Электронные
(цифровые) образовательные
ресурсы
1
1
1
2
2
1
1
2
3
2
2
7
Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями
Требования к компьютерной презентации. Power Point
Закрепление полученных умений, навыков в работе с
программой МРР
26-28 Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту
29-30 Подготовка проектной документации к выступлению
на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка
31
Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия
32
Твои впечатления от работы над проектом. Пожеланиям будущим проектантам
33
Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта – учитель; консультанты – родители; помощники – друзья;
Мудрый Дельфин)
34
Советы на лето от Мудрого Дельфина
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
20-21
22-23
24-25
2
2
2
3
2
1
1
1
1
34
4 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем курса внеурочной деятельности
Наблюдение и экспериментирование
Методы исследования
Наблюдение и наблюдательность
Совершенствование техники экспериментирования
8
Интуиция и создание гипотез
9-10
Правильное мышление и логика
11-12 Искусство делать сообщения
13
Искусство задавать вопросы и отвечать на них
14
Семинар «Как готовиться к защите»
15
Определение проблемы и выбор темы собственного исследования
16-20 Индивидуальная работа по планированию и
проведению самостоятельных исследований
21-27 Индивидуальная консультационная работа по
проведению самостоятельных исследований
28
Семинар
29-30 Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов обучающихся
31-32 Подготовка собственных работ к защите
33-34 Собственная защита исследовательских работ и
творческих проектов
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1-2
3-4
5-6
7
Количество
часов
Электронные
(цифровые) образовательные
ресурсы
2
2
2
1
1
2
2
1
1
1
5
7
1
2
2
2
34
8