Частное общеобразовательное учреждение «Согласие-М»
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол от «25» августа 2023 г. № 1
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора ЧОУ «Согласие-М»
от «25» августа 2023 г. № 9-о/д
Приложение
к основной образовательной программе НОО
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Развитие познавательных способностей»
для обучающихся 4 классов
УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ!
Составители: учителя начального общего
образования
г. Екатеринбург, 2023
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» для обучающихся 4 классов ЧОУ «Согласие-М» (далее – Программа) разработана на
основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее – ФГОС НОО) к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования (далее – ООП НОО) и обеспечивает достижение
планируемых результатов освоения ООП НОО в ЧОУ «Согласие-М». Программа составлена
с учетом целевых ориентиров результатов в воспитании, развитии личности обучающихся,
сформулированных в рабочей программе воспитания.
Программа является приложением к ООП НОО ЧОУ «Согласие-М». Программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса внеурочной деятельности с указанием
формы проведения занятий, планируемые результаты освоения Программы, тематическое
планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности по направлению
«Учение с увлечением!». Цель Программы – создать условия для развития у обучающихся
познавательных интересов, формирования мотивации к размышлению и поиску, вызвать у
обучающихся чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Во время учебных занятий происходит становление у обучающихся развитых форм
самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Включение в занятия заданий, трудность которых
определяется новизной и необычностью ситуации, способствует появлению у обучающихся
желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формирует умение работать в
условиях поиска, развивает сообразительность, любознательность. На каждом учебном занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря
этому у обучающихся формируется такое важное качество деятельности и поведения, как
осознание собственных действий, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.
Задачами изучения курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» являются:
1)
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2)
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
3)
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать
свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
4)
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
5)
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности
обучающихся;
6)
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7)
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
2
Реализация поставленных задач и достижение планируемых результатов освоения
Программы осуществляется через:
−
использование учебно-практических и учебно-познавательных задач, предполагающих иной, отличный от привычного, способ решения;
−
применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся, интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
−
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
−
организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над одноклассниками, испытывающими трудности при выполнении заданий, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
Общее число часов, отведенных на реализацию курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» в 4 классе, составляет 34 часа. Занятия проводятся по 1
часу 1 раз в неделю во внеурочное время.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
Развитие концентрации внимания и его тренировка.
Тренировка слуховой и зрительной памяти.
Развитие наглядно-образного мышления.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей.
Решение задач по изученным темам.
Урок-интеллектуальная игра.
Формы проведения занятий: аудиторные занятия, направленные на формирование мотивации поиска решения, размышления, творческая игра, игра-соревнование, интеллектуальная
игра, познавательные задачи, интеллектуальный конкурс, интеллектуальный марафон и другие.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
гражданско-патриотического воспитания:
−
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и
правилах межличностных отношений (через выполнение совместных заданий, реализацию
групповой формы работы);
−
способность определять и высказывать под руководством педагога самые простые
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
духовно-нравственного воспитания:
3
−
признание индивидуальности каждого человека;
−
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
−
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых
средств языка);
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
−
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и
правил общения;
ценности научного познания
−
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
1)
Базовые логические действия:
−
сравнивать объекты (числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские
геометрические фигуры), устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
−
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
−
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
−
выявлять недостаток информации для решения задачи на основе предложенного алгоритма;
−
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за объектами,
делать выводы;
2)
Базовые исследовательские действия:
−
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
−
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации,
проговаривать последовательность действий;
−
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
−
преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и формулировать
решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
3)
Работа с информацией:
−
выбирать источник получения информации: учебное пособие, справочник, словарь и
т.д.;
−
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном учителем источнике;
−
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
−
анализировать и представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу,
текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;
4
Коммуникативные универсальные учебные действия
1)
Общение:
−
строить речевое высказывание в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста) в соответствии с поставленной задачей;
−
слушать и понимать речь других, проявлять уважительное отношение к собеседнику,
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
−
признавать возможность существования разных точек зрения;
−
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
2)
Совместная деятельность:
−
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
−
ответственно выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика и
т.д.);
−
выполнять совместные задания с опорой на предложенные образцы;
Регулятивные универсальные учебные действия:
1)
Самоорганизация:
−
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
−
выстраивать последовательность выбранных действий;
2)
Самоконтроль:
−
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
1)
Учебные материалы для обучающихся – учебное пособие курса математики «Учусь
учиться» для 4 класса Л.Г. Петерсон (задания под звездочкой), издательство «Просвещение».
2)
Методические материалы для учителя – О.А. Холодова Юным умницам и умникам.
Информатика, логика, математика (информационная грамотность, социальный интеллект),
издательство Росткнига.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
Наименование разделов и тем курса внеурочной деятельности
Количество
часов
1.
Развитие концентрации внимания и его тренировка
2
Начинайзер*
2.
Тренировка слуховой и зрительной памяти
2
Начинайзер*
3.
Развитие наглядно-образного мышления
7
Начинайзер*
4.
Совершенствование мыслительных операций
5
Начинайзер*
5.
Развитие аналитических способностей
10
Начинайзер*
6.
Решение задач по изученным темам
7
Начинайзер*
7.
Урок-интеллектуальная игра
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
* Электронный образовательный ресурс "Начинайзер. Начальное общее образование", 1-4 класс, АО Издательство "Просвещение" (включен в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к
5
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 02.08.2022 № 653)
6