Согласие-М_РП ВУД_Изостудия

Частное общеобразовательное учреждение «Согласие-М»

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол от «25» августа 2023 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора ЧОУ «Согласие-М»
от «25» августа 2023 г. № 9-о/д

Приложение
к основной образовательной программе НОО

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Изостудия»
для обучающихся 1 - 4 классов
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Составители: Низовцева С.И., учитель,
Махнева Ю.Г., учитель

г. Екатеринбург, 2023

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Изостудия» для обучающихся 1 –
4 классов ЧОУ «Согласие-М» (далее – Программа) разработана на основе требований
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
(далее – ФГОС НОО) к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования (далее – ООП НОО) и обеспечивает достижение
планируемых результатов освоения ООП НОО в ЧОУ «Согласие-М». Программа составлена
с учетом целевых ориентиров результатов в воспитании, развитии личности обучающихся,
сформулированных в рабочей программе воспитания.
Программа является приложением к ООП НОО ЧОУ «Согласие-М». Программа
включает в себя пояснительную записку, содержание курса внеурочной деятельности с
указанием формы проведения занятий, планируемые результаты освоения Программы,
тематическое планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности по направлению
«Художественно-эстетическая творческая деятельность» и направлена на обеспечение
дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.
Содержание Программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и
освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления обучающихся
о видах изобразительного искусства, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического
вкуса.
Целью реализации Программы является формирование художественной культуры
обучающихся как неотъемлемой части культуры духовно-нравственной.
Задачи преподавания курса:
−
формирование у обучающихся способности воспринимать и чувствовать прекрасное в
быту, природе, искусстве, творчестве людей;
−
формирование художественно-творческой активности обучающихся, стремления к
самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве;
−
формирование интереса и уважения к отечественной и мировой художественной
культуре;
−
овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования
художественных знаний, умений и навыков.
Материал курса внеурочной деятельности представлен в программе следующими
содержательными линиями: живопись, графика, скульптура, народное и декоративноприкладное искусство.
Форма подведения итогов − выставка творческих работ, тематических рисунков,
оформление альбомов, тематических папок, создание творческих проектов. Например, класс
оформляется детскими работами, выполненными в течение года. Открытие выставки может
стать событием школьной жизни. Уроки проводятся в форме беседы, последовательно
напоминающей ребятам все темы учебного года.
Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю во внеурочное время. Общее число часов,
отведенных для реализации Программы – 135: в 1 классе – 33 часа, во 2 классе – 34 часа, в 3
классе – 34 часа, в 4 классе – 34 часа.

2

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИЗОСТУДИЯ»
1 класс
Наблюдаем и изображаем осень
Изображение осенних листьев, деревьев, натюрморта из осенних плодов (овощи,
фрукты). Выполнение натюрморта-аппликации. Упражнение на смешивание красок.
В чем красота зимы?
Знакомство с новым видом художественной деятельности, видами орнамента,
правилами его построения. Роспись варежки орнаментом. Изображение снега.
Мы и наши друзья
Знакомство с работой художника в цирке. Навыки работы с пластилином. Знакомство с
рыбами, изображение рыб. Рисуем дом. Выполнение аппликации собаки. Рисуем членов
семьи.
Какого цвета весна и лето?
Рисуем природу акварелью и гуашью. Знакомство с новыми техниками изображения –
монотипией и «по сырому». Выполнение аппликации весенних цветов из пластилина.
Знакомство с симметрией. Рисунок бабочки.
2 класс
Чем и как работают художники
Знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие
их своеобразия, красоты и характера материала.
Основные и составные цвета. Умение смешивать краски сразу на работе – живая связь
красок. Изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без
предварительного рисунка) по памяти и впечатлению.
Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной.
Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными кистями без
предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман, солнечный день.
Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели – учимся понимать
красоту и выразительность этих материалов. Изображение осеннего леса (по памяти и
впечатлению) пастелью или акварелью.
Изображение животных родного края из пластилина по впечатлению и по памяти.
Мы изображаем, украшаем, строим
Умение всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Изображения животных или
зверей, увиденных в зоопарке, в деревне.
Умение фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение сказочных,
несуществующих животных и птиц, соединяя воедино элементы разных животных и даже
растений. Сказочные персонажи: драконы, кентавры и т.д.
Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе. «Мастер Украшения»
учится у природы. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других
прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).
О чем говорит искусство
Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. Умение почувствовать
и выразить в изображении характер животного.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ в сюжете сказки.
Например, «Сказка о царе Салтане» А. Пушкина дает богатые возможности связи образных
решений для всех последующих тем. Изображение доброго и злого воина.
3

Выражение характера человека в изображении: женский образ в сюжете сказки.
Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба
Бабариха, Золушка и Мачеха и др.). Класс делится на две части: одни изображают добрых,
другие – злых.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Создание в объеме образов с
ярко выраженным характером: Царевна Лебедь, Баба Бабариха, Баба Яга и другие.
Выражение характера человека через украшение. Украшая себя, любой человек
рассказывает тем самым о себе: кто он такой, какой он или она: смелый воин – защитник или
он угрожает. Разными будут украшения у Царевны Лебедь и Бабы Бабарихи. Украшение
вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников
(индивидуально).
Выражение
намерений
через
украшение.
Украшение
двух
противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого,
пиратского). Работа коллективно-индивидуальная. Аппликация.
Как говорит искусство
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Изображение угасающего костра – «борьба» тепла и холода. Заполняя весь лист, свободно
смешивать краски между собой. Костер изображается как бы сверху, гаснущий (работа по
памяти и впечатлению). «Перо Жар-птицы». Краски смешиваются прямо на листе. Черная и
белая краски не применяются. Изображение ветки с определенным характером и
настроением (индивидуально или по два человека, по впечатлению и по памяти): нежные и
могучие ветки, при этом надо акцентировать умения создавать разные фактуры углем,
сангиной.
Элементарные знания о композиции. От изменения положения на листе даже
одинаковых пятен изменяется и содержание композиции. Ритмическое расположение
летящих птиц (работа индивидуальная или коллективная). Конструирование или лепка птиц
с разным характером пропорций – большой хвост – маленькая головка – большой клюв.
3 класс
Искусство в твоем доме
Роль игрушки в жизни людей и разнообразие игрушек. Различные материалы, из
которых изготавливают игрушки. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные
игрушки.
Роль художника в создании посуды. Форма и украшение посуды обусловлены ее
назначением. Работа мастеров Постройки. Украшения. Изображения по изготовлению
посуды: конструкция, форма, украшение, роспись. Посуда из различных материалов.
Знакомство детей с искусством росписи тканей. Художественная роспись платков и их
разнообразие. Выражение в художественном образе платка его назначения: праздничный,
повседневный. Расположение росписи на поле платка, ритмика росписи. Роль мастера
постройки. Растительный, линейный, геометрический характер узора. Колорит платка как
средство выражения.
Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание
образа будущей комнаты и выражение ее назначения: детская, спальня, гостиная. Роль цвета
обоев в настроении комнаты. Повторяемость узора в обоях.
Роль художника в создании книги. Книжная иллюстрация. Художники детской книги.
Создание художником формы книги. Многообразие форм и видов книг, игровые формы
детской книги. Роль обложки, шрифт, буквица.
4

Создание художником поздравительной открытки. Форма открытки и изображение на
ней как выражение доброго пожелания. Многообразие открыток. Роль выдумки и фантазии.
Искусство на улицах твоего города
Знакомство с древней и новой архитектурой вблизи школы и дома. Художникархитектор придумывает дома, определяет, каким им быть.
Архитектура садов и парков. Художник архитектор придумал не только здания, но и
парки. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки.
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве; их назначение и роль в украшении
города. Узорные ограды в родном городе, деревянный ажур наличников.
Художественные образы фонарей. Форму и украшение фонарей тоже создает
художник. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Фонари на улицах и в парках.
Фонари – украшение города. Старинные фонари Москвы и Санкт-Петербурга и др.городов.
Роль художников в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города.
Изображение, украшение и постройка при создании витрин. Реклама на улице.
Роль художника в создании машин. Разные формы автомобилей. Украшение машины.
Автомобили разных времен. Умение видеть образ в форме машины. Все виды транспорта
помогают создавать художники.
Создание из отдельных работ одного или нескольких панно. Дополнить фигурками
людей, деревьями.
Художник и зрелище
Роль художника в цирке. Цирк - образ радостного, искрометного и волшебного
зрелища. Искусство цирка – искусство преувеличения и праздничной красочности – веселая
тема детского творчества.
Спектакль – вымысел и правда театральной игры. Художник-создатель сценического
мира. Декорации и костюм. Процесс создания театрально-сценического оформления.
Лицедейство и маска. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа.
Искусство маски в театре и на празднике.
Многообразие мира театра кукол. Театр Петрушки, перчаточные и тростевые куклы, ее
конструкция и костюм.
Значение афиши и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише. Единство
изображения и текста в плакате. Шрифт.
Роль художника в создании праздничного облика города. Элементы праздничного
украшения: панно, транспаранты, декоративно-праздничные сооружения, иллюминация,
фейерверк, флаги.
Театрализованное представление или спектакль с использованием, сделанных на
занятиях масок, кукол и т.д.
Художник и музей
Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев. Роль художника в
организации и экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея,
Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи
родного города.
Что такое картина? Картина-пейзаж. Пейзаж – изображение природы, жанр
изобразительного искусства. Смотрим знаменитые пейзажи И. Левитана, А. Саврасова,
Н. Рериха, А Куинджи, В. Ван Гога.
Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния
души. Роль цвета в пейзаже.

5

Экологическая тема в плакате. Плакат-призыв к действию. Роль шрифта. Цветовое
решение.
Знакомство с жанром портрета. Знаменитые картины портреты. Портрет человека как
изображение его характера и проникновение в его внутренний мир. Роль позы и значение
окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете.
Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как
рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Роль цвета. Расположение
предметов в пространстве картины.
Изображение в картинах событий из жизни людей. Большие исторические события в
исторических картинах. Красота повседневной жизни в картинах бытового жанра. Учимся
смотреть картины.
Учимся смотреть скульптуру. Скульптуру надо обходить с разных сторон. Скульптура
и окружающее ее пространство. Скульптурные памятники. Парковая скульптура.
Разнообразие скульптурных материалов: камень, металл, дерево, глина.
Организация выставки лучших работ за год «Искусство вокруг нас». Выставка – это
всегда событие и праздник общения. Роль художественных выставок.
4 класс
Истоки родного искусства
Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В
постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается
их представление о мире, красоте человека.
Красота природы в произведениях русской живописи. Разнообразие природной среды и
особенности среднерусской природы. Характерные черты, красоты родного для ребенка
пейзажа. Изменчивость природы по временам года и в течение дня.
Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы.
Природные материалы, роль дерева.
Образ традиционного русского дома – избы. Украшение избы и их значение.
Магические представления как поэтические образы мира.
Постройка, украшение, изображение при создании избы.
Деревянная храмовая архитектура. Красота русского деревянного зодчества.
У каждого народа складывается свое представление о красоте человека – и женщины, и
мужчины. Это связано с традициями жизни и труда в определенных природных и
исторических условиях. Образ русского человека воспет и во многом сохранен для нас в
произведениях художников.
Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о единстве
могучей силы и доброты – « добрый молодец». Красота мужчины всегда виделась в силе
труженика, мужестве и благородстве защитника Родины. «Русская красавица» сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о чертах лица, а
главное, о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость.
Мягкость, нежность, величавость в образе русской женщины.
Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая,
ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды. Праздник – это
народный образ радости и счастливой жизни.
Древние города нашей земли
Древнерусский город – неотъемлемая составляющая образа народной художественной
культуры. Общий характер и архитектурное своеобразие разных древнерусских городов.
6

Образ древнего русского города. Выбор места для постройки (на стрелке при слиянии
рек).
Впечатление, которое производил город при приближении. Крепостные стены и башни.
Въездные ворота. Строительные материалы и их особенности. Роль пропорций в
формировании конструктивного образа города. Понятия «вертикаль» и «горизонталь», их
образное восприятие.
Соборы – святыни города, они также воплощали красоту, могущество и силу
государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города.
Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика,
смысловые значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма.
Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад. Размещение и
характер жилых построек, их соответствие на Руси сельскому деревянному дому с усадьбой.
Образ жизни людей; князь и его дружина, торговый люд.
Одежда и оружие воинов – их форма и красота, цвет в одежде, символические значения
орнаментов. Развитие изобразительных навыков, ритмическая организация листа, развитие
навыков изображение человека.
Москва, Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов Великий и другие города (по
выбору учителя). Знакомство с конкретным образом и своеобразием этих исторических
центров. Особый облик каждого из них, сформированный историей и характером
деятельности жителей. Расположение города, архитектура знаменитых соборов. Храмы памятники, построенные в честь знаменательных событий в Москве, - Покровский собор на
Красной площади (храм Василия Блаженного), каменная шатровая церковь Вознесения в
Коломенском. Памятники в других городах.
Образы теремной архитектуры. Рост богатства городов и снижение функции городакрепости. Разукрашенные жилые терема и похожие на терема церкви со многими главками.
Теремной дворец в Московском Кремле. Столбы и сводчатые потолки. Расписные
интерьеры. Изразцы.
Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.
Изображение праздника в интерьере царских или княжеских палат, изображение
участников пира: бояре (травяные узоры на длиннополых боярских одеждах), боярыни,
музыканты, гусляры, царские стрельцы, прислужники; ковши и другая посуда на
праздничных столах. Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры.
Каждый народ – художник
Можно использовать мотив путешествия вокруг нашей большой страны, начиная со
Страны восходящего солнца и затем попадая в разные природные условия. Это культура
Японии (или Китая), культура народов степей и гор, Средней Азии, культура Индии, затем
Древней Греции как колыбели современной художественной культуры и, наконец,
средневековой (готической) Европы. Однако учитель может взять для изучения, например,
Египет, Китай, Индию или целостно рассмотреть гораздо более узкую национальную
культуру, если это оправдано конкретными обстоятельствами.
Каждая культура рассматривается по четырем параметрам: природа, характер построек,
образ человека в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и
красоте жизни.
Художественная культура Японии. Особое поклонение природе. Воспитанное с
глубокой древности умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни,
внимание к красоте деталей. Традиции любований, молитвенного созерцания природной
7

красоты. Японские сады. Японский «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник
хризантем». Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.
Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных
природных условиях. Изобретательность человека в построении своего мира.
Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами.
Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты.
Город в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из
глины, их сходство со станом кочевников. Глина – главный строительный материал.
Присутствие крепостных стен.
Особое значение искусства Древней Греции. Образ греческой природы.
Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах
образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума.
Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой.
Образ готических городов средневековой Европы. Активная жизнь и теснота за
городскими стенами. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов. Образ готического
храма.
Искусство объединяет народы
У каждого человека на свете особое отношение к матери. В искусстве всех народов
есть тема воспевания материнства – матери, дающей жизнь. Существуют великие
произведения искусства на эту тему, понятные и общие для всех людей.
Есть красота внешняя и внутренняя. Главное – внутренняя красота, красота душевной
жизни. Красота, в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений, мудрости
доброты.
Изображение страдания в искусстве.
Героическая тема в искусстве разных народов.
Тема детства. Юности в искусстве.
Формы проведения занятий: аудиторное занятие, беседа, экскурсия, практическое
занятие в ближайшем социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон
школы, ближайший парк, зоопарк и пр.), виртуальное путешествие, мини проект, фестиваль,
выставка, конкурс, викторина, олимпиада, акция, игра и другие.

8

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИЗОСТУДИЯ»
Личностные результаты
− оценивать жизненные ситуации (поступки,
явления,
события)
с
точки
зрения
собственных ощущений (явления, события), в
предложенных
ситуациях
отмечать
конкретные поступки, которые можно
оценить как хорошие или плохие;
− называть и объяснять свои чувства и
ощущения от созерцаемых произведений
искусства, объяснять своё отношение к
поступкам с позиции общечеловеческих
нравственных ценностей;
− определять и объяснять свои чувства и
ощущения, возникающие в результате
созерцания, рассуждения, обсуждения, самые
простые общие для всех людей правила
поведения
(основы
общечеловеческих
нравственных ценностей);
− в предложенных ситуациях, опираясь на
общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, какой поступок совершить

Метапредметные результаты
− определять и формулировать цель деятельности во время
занятия с помощью учителя;
− проговаривать последовательность действий;
− учиться высказывать своё предположение (версию);
− с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих
для выполнения задания материалов и инструментов;
− выполнять практическую работу по предложенному учителем
плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
− учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности;
− отличать новое от уже известного с помощью учителя;
− добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке;
− перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всего класса;
− сравнивать и группировать предметы и их образы;
− преобразовывать информацию из одной формы в другую –
изделия, художественные образы;
− оформлять свою мысль в рисунках, доступных для
изготовления изделиях;
− слушать и понимать речь других

Предметные результаты освоения Программы по годам обучения
1 - 2 классы
3 класс
− высказывать простейшие суждения о картинах и − видеть
цветовое
богатство
предметах декоративно-прикладного искусства (что больше окружающего мира и передавать свои
всего понравилось, почему, какие чувства, переживания впечатления в рисунках;

Предметные результаты
− иметь
представление
об
эстетических
понятиях:
эстетический идеал, эстетический
вкус, мера, тождество, гармония,
соотношение, часть и целое;
− знать особенности материалов
(изобразительных и графических),
используемых обучающимися в
своей
деятельности,
и
их
возможности для создания образа:
линия,
мазок,
пятно,
цвет,
симметрия, рисунок, узор, орнамент,
плоскостное
и
объёмное
изображение, рельеф, мозаика.
− уметь реализовывать замысел
образа с помощью полученных
знаний

4 класс
− делать по наблюдению и с
натуры
зарисовки
человека,
отдельных предметов;

может передать художник);
− стремиться верно и выразительно передавать в рисунке
простейшую форму, основные пропорции, общее строение и
цвет предметов;
− без напряжения проводить линии в нужных направлениях,
не вращая при этом лист бумаги;
− использовать
формат
листа
(горизонтальный,
вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
− использовать навыки компоновки;
− передавать в рисунках на темы и иллюстрациях
смысловую связь элементов композиции, отражать
содержание литературного произведения;
− передавать пространственное отношение (изображать на
листе бумаги основание более близких предметов ниже,
дальних – выше, ближние предметы крупнее равных им, но
удаленных и т.д.);
− применять приемы рисования кистью, пользоваться
палитрой, использовать художественную выразительность
материалов (акварель, гуашь, пастель, тушь и др.), уметь
ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах
намеченного контура;
− менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;
− составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно
обобщенных и переработанных форм растительного мира, из
геометрических форм;
− лепить несложные объекты (фрукты, животных, человека,
игрушки);
− составлять аппликационные композиции из разных
материалов

− выбирать наиболее выразительный
сюжет тематической композиции и
проводить
подготовительную
работу
(предварительные наблюдения, наброски и
зарисовки,
эскизы),
с
помощью
изобразительных средств выражать свое
отношение к персонажам изображаемого
сюжета;
− анализировать форму, конструкцию,
пространственное
расположение,
тональные отношения, цвет изображаемых
предметов,
сравнивать
характерные
особенности
одного
предмета
с
особенностями другого;
− пользоваться элементами перспективы,
светотени, композиции и т.д. в рисовании
на темы и с натуры;
− передавать тоном и цветом объем и
пространство в натюрморте, пейзаже,
портрете;
− применять в рисунке выразительные
средства
(эффекты
освещения,
композиции, штриховки, разные приемы
работы акварелью, гуашью), добиваться
образной передачи действительности

− цветом
передавать
пространственные планы;
− изображать природу и постройки,
передавая их расположение в
пространстве;
− пользоваться
техникой
аппликации;
− конструировать
объемные
формы,
усложняя
их
декоративными деталями;
− передавать свое отношение к
изображаемым событиям, используя
для этого возможности композиции,
рисунка, цвета;
− свободно включаться в беседу во
время
просмотра
слайдов,
репродукций;
− выполнять собственную работу с
учетом
общего
коллективного
замысла;
− участвовать в групповой работе
при создании коллективного панно;
− проводить
экскурсию
по
выставке работ

10

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИЗОСТУДИЯ»
1 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем курса внеурочной деятельности

Наблюдаем и изображаем осень (8 часов)
1.
Введение в курс. Все дети любят рисовать
2.
Мы знакомимся с волшебными красками
3.
Какого цвета осенняя листва? Изображение осенних листьев
4.
Коллективная работа «Дерево в осеннем убранстве»
5.
Осенний букет
6.
Осень — пора плодородия. Овощи
7.
Осень – пора плодородия. Фрукты
8.
Выполнение натюрморта-аппликации. Упражнение на смешивание красок
В чем красота зимы? (6 часов)
9.
Коллективная работа «Первый снег». Изображение снега
10.
Наши зимние забавы
Знакомство с новым видом художественной деятельности, видами орнамента, правилами его
11.
построения
12.
Морозные узоры
13.
Коллективная работа «Зимний день на природе»
14.
Роспись варежки орнаментом
Мы и наши друзья (12 часов)
15.
Мы в цирке
16.
Знакомство с работой художника в цирке
17.
Мир нашего аквариума. Подводный мир
18.
Мир нашего аквариума. Красивые рыбы
19.
Домик для собаки. Работа с пластилином
20.
Учимся делать из бумаги собаку. Аппликация
21.
Сделаем подарок нашим папам
22.
Рисуем для наших мам, бабушек, сестер. Портрет «Мамина улыбка»
23.
Рисуем для наших мам, бабушек, сестер. Коллективная работа «Чудо-букет»

Количество
часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11

24.
Рисуем дом
25.
Лепим любимых животных. Ох, уж эти кошки!
26.
Мы рисуем своих друзей
Какого цвета весна и лето? (7 часов)
27.
Красота природы. Рисуем природу акварелью и гуашью
28.
Мы изображаем весенние цветы. Аппликации из пластилина
29.
Знакомство с новыми техниками изображения – монотипией и «по сырому»
30.
Знакомство с симметрией. Рисунок бабочки
31.
Коллективная работа «Танец бабочек-красавиц»
32.
Здравствуй, лето! Итоговое занятие в форме игры-путешествия
33.
Экскурсия на природу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33

2 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем курса внеурочной деятельности

Чем и как работают художники? (9 часов)
Знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их
1.
своеобразия, красоты и характера материала
2.
Основные и составные цвета. Умение смешивать краски на работе – живая связь красок
3.
Изображение цветов, заполняя крупными изображениями весь лист по памяти и впечатлению
4.
Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной
Изображение природных стихий на больших листах бумаги крупными кистями без
5.
предварительного рисунка: гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман
Изображение солнечного дня на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного
6.
рисунка
7.
Мягкая бархатистая пастель. Текучесть прозрачной акварели
8.
Изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению) пастелью или акварелью
9.
Изображение животных родного края из пластилина по впечатлению и по памяти
Мы изображаем, украшаем, строим (5 часов)
Умение всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Изображения животных или зверей,
10.
увиденных в зоопарке, в деревне

Количество
часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12

Умение фантазировать. Фантазия в жизни людей
Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц, растений, драконов, кентавров и т.д
Развитие наблюдательности . Умение видеть красоту в природе. «Мастер Украшения» учится у
13.
природы
Изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений
14.
при помощи линий (индивидуально, по памяти)
О чем говорит искусство? (13 часов)
15.
Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих
16.
Умение почувствовать и выразить в изображении характер животных
17.
Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных
Выражение характера человека в изображении; мужской образ в сюжете сказки («Сказка о царе
18.
Салтане» А. С. Пушкина)
19.
Образ человека и его характер (в объеме, мужской образ)
20.
Женский образ в сюжете сказки
21.
Образ человека и его характер (в объеме, женский образ)
22.
Изображение противоположных по характеру сказочных образов (Царевна Лебедь и Баба Бабариха)
Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Создание в объеме образов с ярко
23.
выраженным характером: Царевна Лебедь, Баба Бабариха
24.
Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений через украшение
Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и
25.
злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная. Аппликация
26.
Выражение намерений человека через конструкцию и декор (сказочный флот)
27.
Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников
Как говорит искусство? (7 часов)
28.
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного
29.
Изображение угасающего костра – «борьба» тепла и холода. «Перо Жар-птицы»
30.
Изображение ветки с определенным характером и настроение по впечатлению и по памяти
31.
Умения создавать разные фактуры углем, сангиной
32.
Элементарные знания о композиции. Ритмическое расположение летящих птиц
Конструирование или лепка птиц с разным характером пропорций – большой хвост – маленькая
33.
головка – большой клюв
34.
Изображение и фантазия. Сказочная птица. Изображение и реальность. Птицы родного края
11.
12.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем курса внеурочной деятельности

Искусство в твоем доме (9 часов)
Роль игрушки в жизни людей и разнообразие игрушек. Различные материалы, из которых
1.
изготавливают игрушки. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки
2.
Роль художника в создании посуды. Форма и украшение посуды обусловлены ее назначением
Работа мастеров Постройки. Украшения. Изображения по изготовлению посуды: конструкция,
3.
форма, украшение, роспись. Посуда из различных материалов
Знакомство детей с искусством росписи тканей. Художественная роспись платков и их
4.
разнообразие. Выражение в художественном образе платка его назначения: праздничный,
повседневный. Расположение росписи на поле платка, ритмика росписи
Роль мастера постройки. Растительный, линейный, геометрический характер узора. Колорит платка
5.
как средство выражения
Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа будущей
6.
комнаты и выражение ее назначения: детская, спальня, гостиная. Роль цвета обоев в настроении
комнаты. Повторяемость узора в обоях
Роль художника в создании книги. Книжная иллюстрация. Художники детской книги. Создание
7.
художником формы книги
8.
Многообразие форм и видов книг, игровые формы детской книги. Роль обложки, шрифт, буквица
Создание художником поздравительной открытки. Форма открытки и изображение на ней как
9.
выражение доброго пожелания. Многообразие открыток. Роль выдумки и фантазии
Искусство на улицах твоего города (7 часов)
Знакомство с древней и новой архитектурой вблизи школы и дома. Художник-архитектор
10.
придумывает дома, определяет каким им быть
Архитектура садов и парков. Художник архитектор придумал не только здания, но и парки. Парки
11.
для отдыха, парки-музеи, детские парки
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве; их назначение и роль в украшении города.
12.
Узорные ограды в родном городе, деревянный ажур наличников
13.
Художественные образы фонарей. Форму и украшение фонарей тоже создает художник. Фонари

Количество
часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
14

праздничные, торжественные, лирические. Фонари на улицах и в парках. Фонари – украшение
города
Роль художников в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города. Изображение,
14.
украшение и постройка при создании витрин. Реклама на улице
Роль художника в создании машин. Разные формы автомобилей. Украшение машины. Автомобили
15.
разных времен. Умение видеть образ в форме машины. Все виды транспорта помогают создавать
художники
16.
Создание из отдельных работ одного или нескольких панно с дополнением фигурок людей, деревьев
Художник и зрелище (9 часов)
17.
Роль художника в цирке. Цирк - образ радостного, искрометного и волшебного зрелища
Искусство цирка – искусство преувеличения и праздничной красочности – веселая тема детского
18.
творчества. Спектакль – вымысел и правда театральной игры
19.
Художник-создатель сценического мира. Декорации и костюм
Процесс создания театрально-сценического оформления. Лицедейство и маска. Маски разных
20.
времен и народов.
21.
Маска как образ персонажа. Искусство маски в театре и на празднике
Многообразие мира театра кукол. Театр Петрушки, перчаточные и тростевые куклы, ее конструкция
22.
и костюм
Значение афиши и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише. Единство изображения и
23.
текста в плакате. Шрифт
Роль художника в создании праздничного облика города. Элементы праздничного украшения:
24.
панно, транспаранты, декоративно-праздничные сооружения, иллюминация, фейерверк, флаги
Театрализованное представление или спектакль с использованием, сделанных на занятиях масок,
25.
кукол и.т.д.
Художник и музей (9 часов)
Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев. Роль художника в организации и
26.
экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных
искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музеи родного города
Что такое картина? Картина-пейзаж. Пейзаж – изображение природы, жанр изобразительного
27.
искусства. Смотрим знаменитые пейзажи И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А Куинджи, В. Ван
Гога
28.
Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
15

в пейзаже
29.
Экологическая тема в плакате. Плакат-призыв к действию. Роль шрифта. Цветовое решение
Знакомство с жанром портрета. Знаменитые картины портреты. Портрет человека как изображение
30.
его характера и проникновение в его внутренний мир. Роль позы и значение окружающих
предметов. Цвет в портрете, фон в портрете
Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о
31.
человеке. Выражение настроения в натюрморте. Роль цвета. Расположение предметов в
пространстве картины
Изображение в картинах событий из жизни людей. Большие исторические события в исторических
32.
картинах. Красота повседневной жизни в картинах бытового жанра. Учимся смотреть картины
Учимся смотреть скульптуру. Скульптуру надо обходить с разных сторон. Скульптура и
окружающее ее пространство. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Разнообразие
33.
скульптурных материалов: камень, металл, дерево, глина Выставка – это всегда событие и праздник
общения. Роль художественных выставок
34.
Организация выставки лучших работ за год «Искусство вокруг нас»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1

1
1

1
1
34

4 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем курса внеурочной деятельности

Истоки родного искусства (9 часов)
Знакомство с истоками родного искусства в постройках, предметах быта, одежде. Красота природы
1.
в произведениях русской живописи
Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красоты
2.
родного для ребенка пейзажа. Изменчивость природы
Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные
3.
материалы, роль дерева. Образ традиционного русского дома – избы. Постройка, украшение избы и
их значение. Магические представления как поэтические образы мира
4.
Деревянная храмовая архитектура. Красота русского деревянного зодчества
Представление о красоте человека у каждого народа, связанное с традициями жизни и труда.
5.
Воспевание образа русского человека в произведениях художников
6.
Образ мужчины в труде и защите Родины. Представления о единстве могучей силы и доброты –

Количество
часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1
1
1
1
1
1
16

«добрый молодец»
«Русская красавица» - сложившиеся веками представления об умении держать себя и одеваться, о
7.
чертах лица и о способности тонко чувствовать природу и глубоко переживать горе и радость.
Мягкость, нежность, величавость в образе русской женщины
8.
Роль праздников в жизни людей. Осенний праздник урожая. Ярмарка
Народные гулянья, связанные с приходом весны. Народные гулянья, связанные с концом страды.
9.
Праздник – это народный образ радости и счастливой жизни
Древние города нашей земли (9 часов)
Древнерусский город – неотъемлемая составляющая образа народной художественной культуры.
10.
Общий характер и архитектурное своеобразие. Образ древнего русского города. Выбор места для
постройки (на стрелке при слиянии рек)
Крепостные стены и башни. Въездные ворота. Строительные материалы и их особенности. Роль
пропорций в формировании конструктивного образа города. Понятия «вертикаль» и «горизонталь»,
11.
их образное восприятие. Соборы – святыни города, воплощение красоты, могущества и силы
государства, архитектурный и смысловой центр города
Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика, смысловые
12.
значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма
Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад. Размещение и характер жилых
13.
построек, их соответствие на Руси сельскому деревянному дому с усадьбой
Образ жизни людей; князь и его дружина, торговый люд . Одежда и оружие воинов – их форма и
14.
красота, цвет в одежде, символические значения орнаментов. Развитие изобразительных навыков,
ритмическая организация листа, развитие навыков изображение человека
Москва, Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов Великий и другие города (по выбору учителя).
15.
Знакомство с конкретным образом и своеобразием. Особый облик, сформированный историей и
характером деятельности жителей
Расположение города, архитектура знаменитых соборов. Храмы - памятники, построенные в честь
16.
знаменательных событий в Москве, - Покровский собор на Красной площади (храм Василия
Блаженного), каменная шатровая церковь Вознесения в Коломенском. Памятники в других городах
Образы теремной архитектуры. Рост богатства городов и снижение функции города-крепости.
17.
Разукрашенные жилые терема и похожие на терема церкви со многими главками. Теремной дворец в
Московском Кремле. Столбы и сводчатые потолки. Расписные интерьеры. Изразцы
Изображение праздника в интерьере царских или княжеских палат. Изображение участников пира:
18.
бояре, боярыни, музыканты, гусляры, царские стрельцы, прислужники. Ковши и другая посуда на

1
1
1

1

1

1
1
1

1

1

1
1
17

праздничных столах. Стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры
Каждый народ – художник (9 часов)
Художественная культура Японии. Особое поклонение природе. Воспитанное с глубокой древности
19.
умение видеть бесценную красоту, внимание к красоте деталей
Традиции любований, молитвенного созерцания природной красоты. Японские сады. Японский
20.
«Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем»
21.
Особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии
Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных
22.
условиях
Изобретательность человека в построении своего мира. Поселения в горах. Растущие вверх
23.
каменные постройки с плоскими крышами. Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий
людей; костюм и орнаменты
Город в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их
24.
сходство со станом кочевников. Глина – главный строительный материал. Присутствие крепостных
стен
Особое значение искусства Древней Греции. Образ греческой природы. Мифологические
25.
представления древних греков
Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость,
26.
воля и сила разума
Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Образ готических городов
27.
средневековой Европы. Активная жизнь и теснота за городскими стенами. Узкие улицы и сплошные
фасады каменных домов. Образ готического храма
Искусство объединяет народы (7 часов)
28.
Тема воспевания материнства в искусстве народов
29.
Великие произведения искусства на тему материнства
30.
Красота внешняя и внутренняя. Внутренняя красота - красота душевной жизни
31.
Красота, в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений, мудрости доброты
32.
Изображение страдания в искусстве
33.
Героическая тема в искусстве разных народов
34.
Тема юности в искусстве
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
34
18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».