Продуктивное чтение как основа функциональной грамотности

Куцепалова Елена Владимировна,
учитель начальных классов,
ЧОУ «Согласие»

Продуктивное чтение как основа функциональной грамотности
Всё наше достоинство – в способности
мыслить. Только мысль возносит нас, а
не пространство и время, в которых
мы ничто.
Б. Паскаль
Успешный ученик, какой он? Я за ученика думающего, творческого,
целеустремлённого. Именно таким должен быть современный человек в этом
многогранном и противоречивом мире, где предстоит решать трудные задачи, принимать правильное решение, уметь отстаивать собственное мнение.
На мой взгляд, ученик думающий – это ученик любящий читать, обладающий информационной компетентностью, способный находить, осмысливать, обрабатывать и применять информации из разных источников в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом).
Младший школьный возраст представляет особую важность для формирования информационной грамотности, как составляющей информационной культуры личности. Именно в этот возрастной период происходит бурное развитие познавательных способностей, формируются мировоззренческие убеждения. Очень важно, чтобы именно в этот момент ребёнок оказался
в условиях, способствующих его развитию.
Таким образом, задача педагога и всей системы образования – создать такие условия, с использованием новых возможностей и современных
технологий.
ФГОС чётко отмечает, что « в начальной школе выпускники должны
приобрести первичные навыки работы с информацией». Умение работать с
информацией – это универсальное учебное действие необходимое при изучении разных предметов, начиная с самого первого класса.
Возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.
На мой взгляд, такой технологией является технология развития критического мышления, так как позволяет строить учебный процесс на научнообоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.
Технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений
анализировать и применять данную информацию.
Разработанная в Америке ещё в 80-е годы ХХ столетия, достигшая
эффективных результатов, данная педагогическая технология нашла отражение в нашем современном образовании.
Остановлюсь на нескольких приёмах, которые часто использую на
своих уроках.

Урок строится по привычной схеме: «введение - основная часть- заключение». В рамках данной технологии этапы получили несколько иные названия и функции.
Первый этап – «Вызов», задачи которого актуализировать имеющиеся знания и представления по изученной теме, пробудить к ней интерес.
Деятельность обучающихся на данном этапе:
 вспоминают и анализируют имеющиеся знания по данной теме;
 задают вопросы, на которые хотят получить ответы;
 строят предположения о содержании текста, исходя из заголовка,
выделенных слов.
На данном этапе возможны следующие приёмы и методы:
1. Перепутанные логические цепочки, верные и неверные утверждения.
2. Графическая систематизация материала (кластер, таблица)
Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность его проста и логична:
1) Посредине чистого листа (доски) написать ключевое слово, словосочетание.
2) Вокруг «накидать» слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, образы, факты, подходящие для данной темы.
3) По мере записи, появляющиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием (можно разным цветом).
В итоге получается «Информационная карта», отображающая размышления по данной теме.
Использование этого приёма возможно на всех этапах урока.
Следующий этап – «осмысление» материала во время работы над ним.
Дети: читают или слушают текст, делают пометки на полях или ведут
записи по мере осмысления новой информации.
К возможным приёмам можно отнести следующие методы активного
чтения:
1. Концептуальная таблица;
2. Таблица «Плюс – минус - интересно»;
3. «Инсерт» - маркировка текста с использованием значков.
На последнем, третьем этапе происходит рефлексия, выражение новых
идей и информации собственными словами, выработка собственного отношения к изучаемому материалу.
Обучающиеся соотносят новую информацию со «старой», используя
знания, полученные на стадии осмысления; классифицируют и систематизируют полученную информацию, обмениваются мнениями.
Педагогические приёмы завершающего этапа:
1. Заполнение таблиц, кластеров;
2. Написание творческих работ (синквейн, эссе);
3. Ответы на поставленные «тонкие» и «толстые» вопросы.
Вопросы – основная движущая сила мышления. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям.

Процесс обучения в современном обществе – это современная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, разворачивающаяся в информационно – образовательной среде. Роль учителя из ведомого превращается в направляюще – консультирующую, а роль ученика – роль партнёра в
процессе обучения. От этого во многом зависит успешность социализации
обучающихся в будущем!


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».