Рабочая программа воспитания НОО 2023-2024 ЧОУ Согласие-М

Частное общеобразовательное учреждение «Согласие-М»
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
ЧОУ «Согласие-М»
Протокол от «25» августа 2023 года № 1

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора ЧОУ «Согласие-М»
от «25» августа 2023 года № 9-о/д

Приложение
к основной образовательной программе НОО

Рабочая программа воспитания

Екатеринбург
2023

1.
Пояснительная записка.
1.1. Рабочая программа воспитания ООП НОО ЧОУ «Согласие-М» (далее - Программа
воспитания) разработана на основании федеральной рабочей программы воспитания.
Программа воспитания основывается на единстве и преемственности образовательного
процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания
для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального образования.
1.2. Программа воспитания:
1.2.1. предназначена для планирования и организации системной воспитательной
деятельности в ЧОУ «Согласие-М»;
1.2.2. разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления ЧОУ
«Согласие-М»;
1.2.3. реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно
с семьей и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами
воспитания;
1.2.4. предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения,
принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и
ценностей;
1.2.5. предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и
гражданской идентичности обучающихся.
1.3. Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
1.4. При разработке или обновлении рабочей программы воспитания ЧОУ «Согласие-М» ее
содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с
особенностями ЧОУ «Согласие-М», организационно-правовой формой, контингентом
обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью образовательной
программы, в том числе предусматривающей углубленное изучение отдельных учебных
предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности
обучающихся.
2.
Целевой раздел.
2.1. Содержание воспитания обучающихся в ЧОУ «Согласие-М» определяется содержанием
российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в
Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное
содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания
обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий
народов России.
2.2. Воспитательная деятельность в ЧОУ «Согласие-М» планируется и осуществляется в
соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной
задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие
высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности,
обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в
условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
2.3. Цель воспитания обучающихся в ЧОУ «Согласие-М»:
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил
и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
2

наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде.
2.4. Задачи воспитания обучающихся в ЧОУ «Согласие-М»:
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям
(их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного
опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных
знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии с ФГОС НОО.
2.5. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают:
осознание российской гражданской идентичности;
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к
себе, окружающим людям и жизни в целом.
2.6. Воспитательная деятельность в ЧОУ «Согласие-М» планируется и осуществляется на
основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системнодеятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания:
гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых,
следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности,
возрастосообразности.
2.7. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
ЧОУ «Согласие-М» по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС НОО и
отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать
первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
1) Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России
как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской
государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой
и политической культуры.
2) Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование российского национального исторического сознания, российской культурной
идентичности.
3) Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры
народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных
российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости,
дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4) Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры
на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства.
5) Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового
образа жизни и эмоционального благополучия - развитие физических способностей с учетом
3

возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной
среде, чрезвычайных ситуациях.
6) Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение
профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в
российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
7) Экологического воспитания, способствующего формированию экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления
природы, окружающей среды.
8) Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к
познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей.
2.8. Целевые ориентиры результатов воспитания.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП НОО установлены
ФГОС НОО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры
результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых должна
быть направлена деятельность педагогического коллектива ЧОУ «Согласие-М» для выполнения
требований ФГОС НОО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных)
ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства.
2.9. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования.
2.9.1. Гражданско-патриотическое воспитание:
знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине
- России, ее территории, расположении;
сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам;
понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
своей Родины - России, Российского государства;
понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,
своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к
ним уважение;
имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях;
принимающий участие в жизни класса, ЧОУ «Согласие-М», в доступной по возрасту
социально значимой деятельности.
2.9.2. Духовно-нравственное воспитание:
уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности;
сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека;
доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям, уважающий старших;
умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.
4

владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства
России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий;
сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского
языка, проявляющий интерес к чтению.
2.9.3. Эстетическое воспитание:
способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей;
проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре;
проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
2.9.4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной
среде;
владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе;
ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом;
сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.
2.9.5. Трудовое воспитание:
сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда,
ответственное потребление;
проявляющий интерес к разным профессиям;
участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
2.9.6. Экологическое воспитание:
понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей
на природу, окружающую среду;
проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам;
выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
2.9.7. Ценности научного познания:
выражающий
познавательные
интересы,
активность,
любознательность
и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке;
обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах,
многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном
знании;
имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в
естественно-научной и гуманитарной областях знания.
3.
Содержательный раздел.
3.1. Уклад ЧОУ «Согласие-М».
Уклад ЧОУ «Согласие-М» определяется рядом основных и дополнительных
характеристик, значимых для создания условий воспитания в ЧОУ «Согласие-М».
3.1.1. Основные характеристики уклада.
Процесс воспитания в ЧОУ «Согласие-М» основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогических работников и обучающихся:
5

неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося, соблюдение
конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритет безопасности
обучающегося при нахождении в ЧОУ «Согласие-М»;
ориентир на создание в ЧОУ «Согласие-М» психологически комфортной среды для
каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие
обучающихся и педагогических работников;
организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как
предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
системность, целесообразность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в ЧОУ «Согласие-М» являются следующие:
стержнем воспитательной работы ЧОУ «Согласие-М» являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогических работников;
важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания
других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;
создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается
и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами,
поощряются конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а
также их социальная активность;
педагогические работники ЧОУ «Согласие-М» ориентированы на формирование
коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений,
на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
ключевой фигурой воспитания в ЧОУ «Согласие-М» является классный руководитель,
реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Дополнительные характеристики уклада связаны с организационно - правовой формой
ЧОУ «Согласие-М» и его местоположением, которое является частным общеобразовательным
учреждением.
ЧОУ «Согласие-М» расположено в центре города Екатеринбурга, в шаговой доступности
от театров, музеев, зоопарка, центров творчества и развития, что позволяет разнообразить
формы сотрудничества и взаимодействия с целью организации внеурочной деятельности для
удовлетворения различных интересов и образовательных потребностей обучающихся.
3.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
3.2.1. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе планируются,
представляются по модулям.
В модуле описываются виды, формы и содержание воспитательной работы в учебном
году в рамках определенного направления деятельности в ЧОУ «Согласие-М». Каждый из
модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами,
возможностями воспитания (урочная деятельность, внеурочная деятельность, взаимодействие с
родителями и другое).
3.2.2. В Программе воспитания представлены описания воспитательной работы в рамках
основных (инвариантных) модулей, согласно правовым условиям реализации образовательных
программ (урочная деятельность, внеурочная деятельность и другое).
3.2.3. Модуль «Урочная деятельность».
Реализация воспитательного потенциала уроков ЧОУ «Согласие-М» (урочной
деятельности, аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки)
предусматривает:
6

–
максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных
предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе
исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий,
вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
–
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор проблемных ситуаций для
обсуждения в классе;
–
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям
целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении воспитательных задач
уроков, занятий;
–
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей
тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
–
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на
личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми
ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной
деятельности;
–
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения,
выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
–
применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных, стимулирующих
познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести
опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и
действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
–
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу ЧОУ «Согласие-М»,
установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
–
организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над
неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями,
дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
–
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной
направленности.
3.2.4. Модуль «Внеурочная деятельность».
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания,
развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения,
получить опыт участия в социально значимых делах;
создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определённые
социально значимые формы поведения;
поддержку обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установку на
сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского
самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения
индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов,
занятий внеурочной деятельности. Перечень конкретных курсов, занятий, других форм работы
7

представлен в плане внеурочной деятельности, который является приложением к ООП НОО,
актуализируется ежегодно и размещается на официальном сайте ЧОУ «Согласие-М» в сети
«Интернет».
3.2.5. Модуль «Основные школьные дела».
Основные школьные дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно готовятся, проводятся
и анализируются совместно педагогическими работниками и обучающимися. Это комплекс
коллективных творческих дел, интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их
вместе с педагогическими работниками в единый коллектив.
Для этого в ЧОУ «Согласие-М» используются следующие формы работы.
Вне ЧОУ «Согласие-М»:
ежегодные, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и
педагогическими работниками комплексы дел (благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование
окружающего школу социума;
организуемые совместно с семьями обучающихся спортивные состязания, праздники,
фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации
обучающихся и включают их в деятельную заботу об окружающих;
участие в акциях, посвящённых значимым отечественным и международным событиям.
На уровне ЧОУ «Согласие-М»:
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в
процессе которых складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся
доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу,
атмосферой эмоционально-психологического комфорта, доброго юмора и общей радости;
общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, которые связаны со значимыми для обучающихся и
педагогических работников знаменательными датами и в которых участвуют все классы ЧОУ
«Согласие-М»;
торжественные ритуалы, связанные с переходом обучающихся в следующий класс;
театрализованные выступления обучающихся с элементами доброго юмора на темы
жизни обучающихся. Они создают в ЧОУ «Согласие-М» атмосферу творчества и
неформального общения, способствуют сплочению детского, педагогического и родительского
сообществ;
церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и педагогических работников за
активное участие в жизни школы, в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный
вклад в развитие ЧОУ «Согласие-М». Это способствует поощрению социальной активности
обучающихся, развитию позитивных межличностных отношений между педагогическими
работниками и обучающимися, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов и обучающихся:
участие классов в реализации общешкольных ключевых дел;
вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела ЧОУ «СогласиеМ» в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и
оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.;
индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми;
8

при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним,
включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые могли бы стать
хорошим примером для обучающегося.
3.2.6. Модуль «Классное руководство».
Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу с коллективом
класса, индивидуальную работу с обучающимися, работу с учителями-предметниками в данном
классе, работу с родителями (законными представителями) обучающихся.
Работа с классным коллективом:
–
инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание
необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
–
организация интересных и полезных для личностного развития обучающихся
совместных дел (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовнонравственной, творческой, профориентационной направленности);
–
проведение классных часов как времени плодотворного и доверительного общения
педагогического работника и обучающихся, основанных на принципах уважительного
отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося в
беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по
обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения;
–
сплочение коллектива класса через игры и тренинги на сплочение и командообразование;
однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями
и родителями; празднования в классе дней рождения обучающихся, включающие в себя
подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и
розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому обучающемуся
возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
Индивидуальная работа с обучающимися:
–
изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за
их поведением в повседневной жизни, специально создаваемых педагогических ситуациях,
играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых
педагогическим работником беседах по тем или иным нравственным проблемам;
–
поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками, вопросы
успеваемости и т. п.);
–
индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио (по желанию ученика), в которых обучающиеся фиксируют свои учебные,
творческие, спортивные, личностные достижения;
–
коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его родителями
(законными представителями), с другими обучающимися класса; включение в проводимые
школьным педагогом-психологом тренинги общения; предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями-предметниками в классе:
–
регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогических работников по
ключевым вопросам воспитания, предупреждение и разрешение конфликтов между учителямипредметниками и обучающимися;
–
проведение совещаний, встреч, направленных на решение конкретных проблем класса и
интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
–
привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся;
9

–
привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся:
–
регулярное информирование родителей (законных представителей) о школьных успехах
и проблемах обучающихся, о жизни класса в целом;
–
помощь родителям (законным представителям) обучающихся в регулировании
отношений между ними, администрацией ЧОУ «Согласие-М» и учителями-предметниками;
–
организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
–
привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса;
–
организация на базе класса праздников, конкурсов, соревнований, направленных на
сплочение семьи и ЧОУ «Согласие-М».
3.2.7. Модуль «Внешкольные мероприятия».
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает
различные формы деятельности:
–
регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые
классными руководителями и родителями (законными представителями) обучающихся: в
музей, в картинную галерею, в технопарк, на предприятие, на природу (проводятся как
интерактивные занятия с распределением среди обучающихся ролей и соответствующих им
заданий, например, фотографов, разведчиков, гидов, корреспондентов, оформителей);
–
литературные,
исторические,
биологические
экспедиции,
организуемые
педагогическими работниками и родителями (законными представителями) обучающихся в
другие города или сёла для углублённого изучения биографий проживавших там российских
поэтов и писателей, произошедших исторических событий, имеющихся природных и историкокультурных ландшафтов, флоры и фауны.
Экскурсии, экспедиции, походы выходного дня помогают обучающемуся расширить
свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной
среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально
одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в
походах создаются благоприятные условия для воспитания у обучающихся самостоятельности
и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их
инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего
времени, сил, имущества.
3.2.8. Модуль «Организация предметно-пространственной среды».
Окружающая обучающегося предметно-пространственная среда ЧОУ «Согласие-М»
обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и
стиля, создаёт атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает
стрессовые ситуации. Воспитывающее влияние на обучающегося осуществляется через такие
формы работы с предметно-пространственной средой ЧОУ «Согласие-М», как:
–
организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага
Российской Федерации;
–
размещение карт России, региона, города с изображениями значимых культурных
объектов, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания,
портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки,
производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
–
оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов,
лестничных пролётов и т. п.);
–
размещение на стенах ЧОУ «Согласие-М» регулярно сменяемых экспозиций: творческих
работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также
10

знакомящих их с работами друг друга; фотоотчётов об интересных событиях, происходящих в
ЧОУ «Согласие-М» (проведённых ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с
интересными людьми и т.п.);
–
озеленение пришкольной территории, оборудование оздоровительно-рекреационных
зон, позволяющих разделить свободное пространство ЧОУ «Согласие-М» на зоны активного и
тихого отдыха;
–
создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле ЧОУ «Согласие-М»
стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие обучающиеся, родители (законные
представители) и педагогические работники могут выставлять для общего пользования свои
книги, брать для чтения любые другие;
–
благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями
вместе с обучающимися своих классов, позволяющее обучающимся проявить свои фантазию и
творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя с
обучающимися;
–
событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных
событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок,
собраний, конференций и т. п.);
–
совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация особой символики
(флаг, гимн, эмблема, логотип и т. п.), используемой как в школьной повседневности, так и в
торжественные моменты жизни ЧОУ «Согласие-М» – во время праздников, торжественных
церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни ЧОУ «Согласие-М»
знаковых событий;
–
акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметнопространственной среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях
ЧОУ «Согласие-М», его традициях, правилах.
3.2.9. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)».
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется для
более эффективного достижения целей воспитания, которое обеспечивается согласованием
позиций семьи и ЧОУ «Согласие-М» в данном вопросе. Работа с родителями (законными
представителями) обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм
деятельности.
На групповом уровне:
–
родительские дни, во время которых родители (законные представители) могут посещать
школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе образовательной
деятельности в ЧОУ «Согласие-М»;
–
классные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее
актуальных проблем обучения и воспитания обучающихся;
–
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых
родители (законные представители) могли бы получать ценные рекомендации и советы от
профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным
творческим опытом и находками в деле воспитания обучающихся.
На индивидуальном уровне:
–
помощь со стороны родителей (законных представителей) в подготовке и проведении
общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
–
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогических работников и родителей (законных представителей).
3.2.10. Модуль «Профилактика и безопасность».

11

Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в ЧОУ «Согласие-М»
предусматривает:
–
организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в ЧОУ «СогласиеМ» эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как
условия успешной воспитательной деятельности;
–
вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы
профилактической направленности социальных и природных рисков в ЧОУ «Согласие-М» и в
социокультурном окружении с педагогами, родителями (законными представителями),
социальными партнерами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в
деструктивные детские и молодежные объединения, культы, субкультуры, группы в
социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности
дорожного
движения,
противопожарной
безопасности,
антитеррористической
и
антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и другие);
–
организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально
одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к
негативным воздействиям, групповому давлению;
–
профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности,
альтернативной девиантному поведению, - познания (путешествия), испытания себя (походы,
спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной,
религиозно-духовной, благотворительной, художественной и другой).
3.2.11. Модуль «Профориентация».
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы ЧОУ «СогласиеМ» предусматривает:
–
профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы),
расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях
разной профессиональной деятельности;
–
экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы;
–
индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей (законных
представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей
обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии (по запросу).
4.
Организационный раздел.
4.1. Кадровое обеспечение.
Для обеспечения реализации рабочей программы воспитания ЧОУ «Согласие-М»
укомплектовано кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач,
связанных с достижением цели воспитания.
Планирование, организация, обеспечение, реализация воспитательной деятельности
возлагается на заместителя директора, классных руководителей, учителей-предметников.
Вопросы повышения квалификации педагогических работников в сфере воспитания относятся
к зоне ответственности администрации ЧОУ «Согласие-М». Психолого-педагогическое
сопровождение обучающихся осуществляется педагогом-психологом.
4.2. Нормативно-методическое обеспечение.
Решения о необходимости внесения изменений в должностные инструкции
педагогических работников по вопросам воспитательной деятельности принимаются
учредителем ЧОУ «Согласие-М».
Педагогическими работниками ЧОУ «Согласие-М» разрабатываются методические
материалы по основным направлениям воспитания обучающихся, доступ к которым
обеспечивается средствами локальной сети ЧОУ «Согласие-М».
12

4.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями.
При наличии обучающихся с особыми образовательными потребностями создается
адаптированная основная образовательная программа для обучающихся каждой
нозологической группы.
Задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями могут
являться:
–
налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их
успешной социальной адаптации и интеграции в ЧОУ «Согласие-М»;
–
формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны
всех участников образовательных отношений;
–
построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и
возможностей каждого обучающегося;
–
обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие
повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями необходимо ориентироваться на:
–
формирование личности ребенка с особыми образовательными потребностями с
использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов
воспитания;
–
создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с
особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных
вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы
педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога;
–
личностно ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
4.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции
обучающихся.
4.4.1. Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности
обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на
активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную
деятельность в воспитательных целях.
4.4.2. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности
обучающихся строится на принципах:
–
публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся);
–
соответствия артефактов и процедур награждения укладу, качеству воспитывающей
среды, символике ЧОУ «Согласие-М»;
–
прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное
следование порядку, зафиксированному в нем, соблюдение справедливости при выдвижении
кандидатур);
–
регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях,
чрезмерно больших групп поощряемых и другое);
–
сочетания индивидуального и коллективного поощрения;
–
привлечения при необходимости к участию в системе поощрений родителей (законных
представителей) обучающихся, самих обучающихся, сторонних организаций, их
представителей;
–
дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет
продлить стимулирующее действие системы поощрения).
13

4.4.3. Формой поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и
социальной успешности является портфолио.
Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при ее организации и
регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными
представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих
достижения обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений
в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото
изделий, работ и другого, участвовавшего в конкурсах). Кроме индивидуального портфолио
возможно ведение портфолио класса.
4.4.4. Формами поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и
социальной успешности могут также являться рейтинги, благотворительная поддержка.
Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий) обучающихся или названий
(номеров) групп обучающихся, классов в последовательности, определяемой их успешностью,
достижениями.
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов) может
заключаться в материальной поддержке проведения в ЧОУ «Согласие-М» воспитательных дел,
мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной
деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в
помощи обучающихся, семей, педагогических работников.
Благотворительность предусматривает публичную презентацию благотворителей и их
деятельности.
Использование рейтингов, их форма, публичность, привлечение благотворителей, в том
числе из социальных партнеров, их статус, акции, деятельность должны соответствовать укладу
ЧОУ «Согласие-М», цели, задачам, традициям воспитания, согласовываться с представителями
родительского сообщества во избежание деструктивного воздействия на взаимоотношения в
ЧОУ «Согласие-М».
4.5. Анализ воспитательного процесса.
4.5.1. Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми
ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне
начального общего образования, установленными ФГОС НОО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в ЧОУ «Согласие-М» является
ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и
последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов,
специалистов.
4.5.2. Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план
воспитательной работы.
4.5.3. Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
–
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
–
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде
всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада ЧОУ
«Согласие-М», содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между
педагогическими работниками, обучающимися и родителями (законными представителями);
–
развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его
результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников
(знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной
работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с
обучающимися, коллегами, социальными партнерами);
14

–
распределенная ответственность за результаты личностного развития обучающихся
ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это результат как организованного
социального воспитания, в котором ЧОУ «Согласие-М» участвует наряду с другими
социальными институтами, так и стихийной социализации и саморазвития.
4.5.4. Основные направления анализа воспитательного процесса ЧОУ «Согласие-М» исходят
из особенностей уклада, традиций, ресурсов, контингента обучающихся и др.
4.5.5. Анализ проводится классными руководителями и представляется заместителю
директора для составления отчета.
4.5.6. В анализе могут учитываться в том числе результаты воспитания, социализации и
саморазвития обучающихся.
4.5.7. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
4.5.8. Внимание педагогических работников сосредотачивается на вопросах:
–
какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за
прошедший учебный год;
–
какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему;
–
какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать
педагогическому коллективу.
4.5.9. В анализе могут также учитываться состояние совместной деятельности обучающихся и
взрослых.
4.5.10. Критерием, на основе которого осуществляется анализ состояния совместной
деятельности обучающихся и взрослых, является наличие интересной, событийно насыщенной
и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
4.5.11. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности
обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с
обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
4.5.12. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством:
–
реализация воспитательного потенциала урочной деятельности;
–
организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
–
проводимых основных школьных дел;
–
деятельности классных руководителей;
–
проводимых внешкольных мероприятий;
–
организации предметно-пространственной среды;
–
взаимодействия с родителями (законными представлениями);
–
деятельности по профилактике и безопасности;
–
деятельности по профориентации обучающихся.
4.5.13. Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых
предстоит работать педагогическому коллективу.
4.5.14. Итоги самоанализа оформляются в виде отчета, составляемого заместителем директора
в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом.
4.6. Календарный план воспитательной работы.
4.6.1. Календарный план воспитательной работы ЧОУ «Согласие-М» (далее - календарный
план) составляется ежегодно в соответствии с федеральным календарным планом
воспитательной работы и размещается на официальном сайте ЧОУ «Согласие-М» в сети
«Интернет».
4.6.2. Календарный план воспитательной работы может быть реализован в рамках урочной и
внеурочной деятельности.

15

4.6.3. ЧОУ «Согласие-М» вправе наряду с федеральным календарным планом воспитательной
работы проводит иные мероприятия согласно рабочей программе воспитания по ключевым
направлениям воспитания и дополнительного образования детей.
4.6.4. Все мероприятия проводятся с учетом особенностей ООП НОО, а также возрастных,
физиологических и психоэмоциональных особенностей обучающихся.
4.6.5. Перечень памятных дат и событий, которые отражаются в календарном плане в
соответствии с федеральным календарным планом воспитательной работы и календарным
учебным графиком ЧОУ «Согласие-М»:
Сентябрь:
1 сентября:
День знаний;
3 сентября:
День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с
терроризмом;
8 сентября:
Международный день распространения грамотности.
Октябрь:
1 октября:
Международный день пожилых людей; Международный день музыки;
4 октября:
День защиты животных;
5 октября:
День учителя;
25 октября:
Международный день школьных библиотек;
Третье воскресенье октября: День отца.
Ноябрь:
4 ноября:
День народного единства;
8 ноября:
День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников
органов внутренних дел России;
Последнее воскресенье ноября: День Матери;
30 ноября:
День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
3 декабря:
День неизвестного солдата; Международный день инвалидов;
5 декабря:
День добровольца (волонтера) в России;
9 декабря:
День Героев Отечества;
12 декабря:
День Конституции Российской Федерации.
Январь:
25 января:
День российского студенчества;
27 января:
День снятия блокады Ленинграда, День освобождения Красной армией
крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима) - День памяти жертв Холокоста.
Февраль:
2 февраля:
День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в
Сталинградской битве;
8 февраля:
День российской науки;
15 февраля:
День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами
Отечества;
21 февраля:
Международный день родного языка;
23 февраля:
День защитника Отечества.
Март:
8 марта:
Международный женский день;
18 марта:
День воссоединения Крыма с Россией;
27 марта:
Всемирный день театра.
Апрель:
12 апреля:
День космонавтики.
16

Май:
1 мая:
9 мая:
19 мая:
24 мая:
Июнь:
1 июня:
6 июня:
12 июня:
22 июня:
27 июня:
Июль:
8 июля:
Август:
12 августа:
22 августа:
27 августа:

Праздник Весны и Труда;
День Победы;
День детских общественных организаций России;
День славянской письменности и культуры.
День защиты детей;
День русского языка;
День России;
День памяти и скорби;
День молодежи.
День семьи, любви и верности.
День физкультурника;
День Государственного флага Российской Федерации;
День российского кино.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».