Подходы к организации образовательной деятельности в контексте реализации ФГОС ОО

Кузнецова Нелли Владимировна,
учитель начальных классов
Трухина Елена Геннадьевна,
педагог-психолог
ЧОУ «Согласие»,

Современные подходы к организации образовательной деятельности в
контексте реализации ФГОС ОО
Всех учить всему
Предметное содержание образовательной программы осваивается обучающимися по-разному: от быстро и легко до никак. Причина, на наш
взгляд, заключается в фиксации лишь параметров условий обучения (одинаковые для всех учебное время, способ предъявления информации и т. д.).
Единственное, что остается незафиксированным, — это эффективность и эффект обучения. Возникает вопрос: можно ли зафиксировать именно результативность, или как всех научить всему?
В поисках ответа на этот вопрос мы открыли для себя технологию полного усвоения учебного материала, в основе которой лежат идеи, выдвинутые в 1960-е годы американскими психологами Дж. Кэрроллом и Н.Б. Блумом.
В рамках данной технологии необходимо учебный материал разделить
на содержательные блоки и сформулировать для обучающихся эталон «полного усвоения», т.е. ответить на вопрос, какие предметные результаты должны быть получены в конце изучения каждого блока.
В контексте ФГОС НОО данный эталон становится и инструментом
саморегуляции, критериальной основой оценки достижения планируемых результатов и индивидуальным маршрутом. Этому способствует осознание
учеником цели предстоящей деятельности: потребность – мотив – цель –
действие – рефлексия. На этом этапе родители обучающихся имеют возможность не только видеть ожидаемый результат, но и наблюдать, контролировать и корректировать процесс освоения предметного содержания.
Педагогу эталон позволяет определить содержательную и процессуальную стороны уроков, выбрать методы и средства обучения, обозначить
характер познавательной деятельности обучающихся и результативность
учебного процесса.
Основной формой организации учебной деятельности обучающихся на
уроках является работа в группах гомогенного состава. Одним ученикам
предоставляется возможность на новом качественном уровне (самостоятельно, с помощью учителя или консультанта) повторно проработать тот материал, который остался ими не усвоенным. У других есть шанс повысить образовательный уровень на основе базовых знаний, умений и навыков, применяемых в новой ситуации. Групповая работа предстает как самоуправление, самоорганизация процесса самообразования.
Выйти за рамки классно-урочной системы позволяет и организация
проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Опыт показывает,

что после проведения уроков развивающего типа у многих ребят возникает
потребность в дальнейшем самосовершенствовании. Поэтому заинтересованные обучающиеся во внеурочное время продолжают работу с материалами углубленного уровня, принимают участие в проектной или исследовательской работе. На уроках обобщающего повторения ребята представляют
результаты своей деятельности. Как правило, эти уроки проходят в нетрадиционной форме: урок-открытие, урок-размышление, урок-исследование, защита проекта, проблемно-проектная дискуссия и т. п.
Возможность усвоения учебного материала в объеме и в сроки, определяемые психофизиологическими особенностями личности, возможность
обоснованно пересматривать установленные нормы распределения учебного
времени и тем самым предотвращать перегрузку обучающихся является реализованным условием для создания здоровьесберегающей среды обучения.
А демократический стиль общения учителя и ученика, обучающихся
между собой является не только главным резервом эффективности обучения,
но и главным средством нравственного воспитания.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».