Детский сад и школа формы социально-психологического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации ФГОС

Детский сад и школа: формы социально-психологического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации
ФГОС
Трухина Елена Геннадьевна,
педагог-психолог,
ЧОУ «Согласие»
Требования к реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного и начального общего образования являются основой модернизации системы образования на современном этапе. ФГОС задает
ведущие направления образования современного ребенка, ставит задачи и
определяет содержательные акценты процессов обучения, воспитания и развития.
Словарь русского языка С.И.Ожегова раскрывает понятие сопровождения следующим образом: сопровождать, значит, сопутствовать чему-либо,
служить приложением, дополнением к чему-либо.
Под сопровождением в педагогике понимается особый вид взаимодействия с целью создания благоприятных условий для развития субъектов взаимодействия, которое базируется на внутренней свободе, творчестве, гуманизме взаимоотношений взрослого и ребёнка.
Одной из задач Стандарта является обеспечение психологопедагогического сопровождения семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны
и укрепления здоровья детей..
«Почему сегодня Петя просыпался десять раз…». Знакомая строчка из
детского стихотворения. Волнение мальчика перед праздником 1 сентября
понятно, ведь он стоит на пороге нового, неизвестного этапа жизни. На тему
адаптации детей к школе написана масса научных статей. А вот о стрессе,
которому подвергаются родители первоклассников, говорится вскользь, иногда. По данным статистики 12-23% родителей первоклассников имеют высокий уровень тревожности, 46-75% - умеренный уровень, 12-30% - низкий
уровень. Известный факт: «У тревожных родителей тревожные дети».
Что тревожит родителей? Проводя опросы, изучая статистику других
ОУ, мы выяснили, что спектр волнующих вопросов широк: от вопросов
условий содержания до результатов сдачи ЕГЭ выпускниками данной школы. С этой точки зрения была проанализирована деятельность психологопедагогической службы, результатом стал проект «Школа родителей первоклассников», включающий в себя еженедельные занятия, Первоклассные
сборы (совместный выезд на природу первоклассников, родителей, педагогов
с целью объединения, снятия эмоционального напряжения), тренинги для
родителей и другие командообразующие мероприятия, собрания, сайты. Всё
это делается, чтобы показать родителям школу, в широком смысле, изнутри.
Показать, кто работает с детьми, как, для чего. Показать, как изменилась система образования, объяснить, что такое ФГОС и многое другое. Ведь увидев, получив опыт взаимодействия, вооружившись простыми приёмами со-

трудничества, родители становятся единомышленниками, которые доверяют.
Так появляется сильная команда «дети-родители-педагоги».
Может возникнуть вопрос: почему мы делаем всё это после того, как
начался учебный год? Ведь можно начать знакомить родителей со школой до
поступления ребёнка в ОУ, и тогда часть родительских тревог уйдёт сама собой.
Чего боится человек больше всего? Неизвестности. Давайте сделаем неизвестное – известным. Читатель может возразить: «И так всё знаем: средства массовой информации, интернет…». Всё это верно, но часто обилие
разной информации только сбивает с толку, усиливает тревоги, сомнения. Не
будем забывать о частных мнениях. Наш совет для родителей – создайте собственное мнение.
Именно для этого не первый год в нашем учреждении работает собственная система подготовки родителей к школе.
В сентябре мы приглашаем родителей посетить урок в 4 классе, с целью
познакомиться с учителем, который через год набирает 1 класс. Первый учитель… Самый значимый человек для ребёнка начальной школы, именно
вместе с ним будет закладываться основа образования, дальнейшего пути.
Известное правило: «Не выбирайте школу, выбирайте учителя». Учитель
действительно должен быть подходящим для ребёнка по возрасту, манере говорить, уровню требований и п.д. Знающий, чувствующий своего ребёнка
родитель сделает свой выбор.
В ноябре родители будущих школьников могут посетить урок в 1 классе.
Цель иная: проанализировать уровень развития всех психических функций,
школьных требований к первокласснику и соотнести с уровнем развития собственного ребёнка, для построения индивидуальной траектории развития на
предстоящий год. Родители работают с картами наблюдений с последующим
самоанализом.
Далее планируется серия занятий для родителей по школьной готовности. Родители не только получают теоретические знания, но при помощи
специальных упражнений на собственном опыте убеждаются, как непросто
быть первоклассником. Родители получают рекомендации специалистов, ответы на интересующие их вопросы. Обязательно проходит экскурсия по
школе, т.к. родители волнуют бытовые вопросы, вопросы гигиены, питания…
В школе с января начинают работать курсы подготовки к школе, которые имеют своей целью формирование мотивации, адаптационных процессов
не только у детей, но и у их родителей, т.е. постепенно идёт формирование
детского и родительского коллектива.
В итоге родители будущих первоклассников в течение года несколько
раз посещают школу, наблюдают живые процессы школьной жизни. Пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Мы за открытое образовательное пространство.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».